Анализ работы библиотеки

МОУ Ступишинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя РФ С.Н. Морозова

за 2010 - 2011 учебный год

 

         На 2010-2011 учебный год библиотекарем были поставлены следующие задачи:

1. Привлекать обучающихся к систематическому чтению с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы.

2. Формировать у детей навыки независимого библиотечного пользователя.

3. Продолжить работу по пополнению и сохранности библиотечного фонда,  

    формированию  общешкольного заказа на учебную и другую литературу, проведение  

     подписной компании на педагогические издания.

4. Расширить контакт с районной, сельской и школьными библиотеками.

Вся работа школьной библиотеки была направлена на реализацию этих задач.

Традиционно, как и в отчетном году, библиотека работала по различным направлениям. Приоритетными были следующие направления:

 

             В библиотеке выделены следующие группы читателей:

- учащиеся начального звена -22 человека;

- учащиеся среднего звена -64 человека;

- учащиеся старшего звена -9 человек;

- педагогические работники - 17 человек.

- другие читатели – 20 человек

Всего обслуживалось -132 читателя

           

            Библиотека осуществляет прием, систематизацию, техническую обработку новых поступлений. Ведется учет книг, полученных в дар школе от учителей, учащихся, родителей.  За 2010 - 2011 учебный год в фонд библиотеки  поступило   74 издания.

Из них: художественной литературы - 10 шт.

             методической литературы -     8 шт.

             учебников -                                56 шт.

.

 

2010-2011

2009-2010

Посетило человек

2002

2114

Выдано книг

2324

2435

Ср. посещаемость в день

12

16

Ср. книговыдача в день

11,8

13,5

 

        Анализируя данные, можно отметить, что посещаемость и читаемость понизились в связи с тем, что уменьшилось число детей, обучающихся в школе.

        Все обучающиеся были обеспечены учебниками. За счет школы обеспечены 71% обучающихся, остальные учебники для своих детей приобретают родители.

        Прививая бережное отношение к учебнику и книге, удалось добиться неплохих результатов. Ребята бережно относятся к книгам, вовремя сдают в школьную библиотеку.  

        Уже в течение нескольких лет  в школе в конце учебного года объявляется акция «Подари учебник школе». Общее количество учебников, подаренных детьми школе, составляет более 60 экземпляров.

            В этом году не было подписных изданий. Выписали только  газету «Кузбасс».                  Фонд школьной библиотеки формируется в соответствии с образовательными программами образовательного учреждения. Наряду с художественной литературой,  пополнился фонд учебников. Пополнению фонда учебной и художественной литературой так же  способствует проведение  ежегодной акции «Подари учебник школе». Благодаря этому учащиеся школы на 71% обеспечены бесплатными учебниками. Недостающие пособия родители могут приобрести по низкой цене на ярмарках продажи учебников. 

В следующем  учебном году школьная библиотека планирует изменить задачи и направления работы,  в целях достижения лучших результатов.

            Для привлечения обучающихся к систематическому чтению в течение года в библиотеке проводились различные обзоры книг и периодических изданий, такие как : «Обзор новинок», «Это интересно», «Приятный вкус здоровой жизни», «Любовь волшебная страна» и др. 

        Также с обзором литературы по различным темам библиотекарь приглашался на методические объединения классных руководителей и учителей начальных классов. Выполнялось постоянное информирование педагогического коллектива о новом поступлении в библиотеку.

     Библиотека стремится максимально  учитывать интересы читателей и пользователей: выдача художественной и учебной литературы для чтения в каникулярное время,    обеспечение  педагогической и учебной литературой  родителей учащихся образовательного учреждения. Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации давно осуществляется на практике: это не только справочники и энциклопедии, детская литература, но также школьная медиатека, Интернет.  Благодаря доступу к Интернет-ресурсам в библиотеке, учащиеся могут быстро получить необходимую информацию к уроку. Большим спросом со стороны читателей пользуется электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий».

       В целях повышения читательской активности  использовались разнообразные методы массовой, групповой и индивидуальной работы.

       В этом году большая часть мероприятий была посвящена нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся. Положительно оценены познавательные часы: «Великолепная девятка», «Зверьё моё», « Путь к звёздам», игра – путешествие  с 5-7 классами « Зажги звезду добра!» и др.

       Интересное мероприятие прошло во время празднования Недели детской книги. Это путешествие «Я с книгой открываю мир».     

 К знаменательным датам и к юбилеям писателей оформлялись тематические и занимательные выставки. Также обновлялись и пополнялись постоянные тематические выставки.

        Формирование у детей навыков независимого библиотечного пользователя идёт через занятия по информационной культуре, которые библиотекарь проводит согласно тематическому планированию.

        В течение года библиотекарь участвовала в работе педагогических советов и методических объединений. Самообразование библиотекаря осуществляется через изучение критической литературы, профессиональных журналов «Школьная библиотека», «Читаем, учимся, играем» и газеты «Библиотека в школе».

        В 2010-2011 учебном году библиотекарь приняла активное участие в реализации проекта «Создание общедоступного банка данных в поддержку общего среднего образования Кемеровской области» на базе Кемеровского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Библиотекарем получен Сертификат об участии в этом проекте. В этом году продолжила создавать  базу данных «Начальная школа» в программе MARC-SQL «Школьная библиотека». 

       Актив библиотеки регулярно ремонтировал книги и учебники, помогал расставлять книги в фонде, активно участвовал в массовых мероприятиях, проводимых библиотекой.

                 Важной является индивидуальная работа   по формированию читательского интереса учащихся школы. Изучение состояния читательского спроса, необходимость  максимального удовлетворения  запросов  читателей позволило сделать следующие выводы:  осложняет работу библиотеки отсутствие подписных изданий для обучающихся, а также новой художественной литературы для младших школьников. Поэтому библиотекарь ставит на следующий учебный год определенные задачи:

 

           

Кроме того, следует обратить внимание на проблему совместной деятельности педагогов и  библиотекаря, которая активно осуществляется только в начале учебного года. В течение учебного года совместная деятельность педагогов и библиотекаря идет на убыль. У современной библиотеки особая миссия – полноценное информационное обслуживание учебного процесса. Чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей место в образовательном пространстве, она должна стать информационным центром образовательного учреждения, где сосредоточены все информационные ресурсы. На данном этапе имеются все необходимые ресурсы. Для осуществления этой задачи необходимо в следующем учебном году тесное сотрудничество библиотекаря  и педагогического коллектива по следующим направлениям:

·                    Совместная работа библиотекаря и педколлектива по подписке профильных периодических изданий.

·                    Подбор литературы, подготовка и проведение мероприятий к знаменательным датам, классным часам, беседам.

·                    Совместный подбор учебной, научной литературы по профильным предметам (подготовка к олимпиадам, к ЕГЭ).

·                    Совместная работа научных руководителей и библиотеки по составлению рекомендательных списков литературы к исследовательским  и рефератным работам учащихся школы.